В апреле 2012 года фонд P2P Foundation выпустил доклад, ставший итогом масштабного пятилетнего исследования стремительно развивающихся распределённых тенденций в мировой экономике и культуре. Главной темой доклада стала горизонтализация производственных взаимоотношений, ставшая возможной благодаря коммуникационным сетям, в том числе Интернету. Несмотря на большое количество наблюдений и размышлений различных исследователей, рассмотревших и давших определения распределённому производству общественных ценностей, викиномике, краудсорсингу, открытым инновациям, потребительскому сотрудничеству и некоторым другим областям новых практик, для ясности картины не хватало полномасштабного анализа всех этих явлений как различных граней единого процесса глубокой трансформации общества.
Для этой трансформации обнаруживается две основные причины. Первая состоит в проявлении активной роли сообщества в предпринимательской практике. Проходят те времена, когда отдельные автономные корпорации поставляли товары изолированным друг от друга потребителям. Теперь экономические агенты глубоко взаимосвязаны в сетевые сообщества по обмену как информацией, так и произведённой продукцией. Вторая причина трансформации — следствия развития цифрового производства и возрастающей роли совместных усилий в производстве стоимости, делающие личную и корпоративную приватизацию интеллектуальной собственности если не совсем несостоятельной, то, по крайней мере, затруднительной и контрпродуктивной.
Новая экономика сотрудничества проявляется через Интернет. Первым аспектом новых форм вертикальных практик является постоянно расширяющаяся аудитория, получающая доступ к информации через множество различных устройств. Во многом это продолжение мира средств массовой информации и их экономики внимания, однако на этом пути не обходится без новаторских и даже разрушительных поворотов. К тому же аудитория теперь может отвечать. Люди могут реагировать, распространять свои реакции по всему миру и с всевозрастающей скоростью. Они могут декларировать свои намерения, давая почву для развития экономики намерения. Потребители теперь могут объединять свои намерения и получать все выгоды от образования всевозможных групп.
Важно, что теперь люди могут больше, чем просто общаться, как это происходит в расширяющемся мире социальных сетей. Они могут объединяться и формировать группы, а коммерческий мир может мобилизовать их возможности для открытых и распределённых инноваций, используя толпу в качестве особого ресурса. Соединяясь и обмениваясь, люди создают контент, фильтруют и распространяют его множеством новых путей.
Наиболее революционные перемены заключаются в том, что люди могут самоорганизоваться для создания общих ценностей, тем самым строя новую социальную систему совместного производства общественных ценностей и её институты. Новая вертикальность заключается в том, как существующие игроки рынка адаптируются, выживают и даже преуспевают в этой новой динамике. Новая горизонтальность — новая динамика и новые игроки возникающие через социальное взаимодействие, фактически целое новое институциональное поле. Новая диагональность — взгляд как на новые гибридные адаптации, которые случаются когда вертикаль встречается с горизонталью, так и на новых промежуточных игроков, которые могут возникнуть после того, как разрушительная неуправляемость сделает свою работу.
Вновь проявляющаяся логика горизонтального посредничества предстаёт перед нами как три взаимосвязанных потенциальности, каждая из которых порождает новые практики взаимодействия, социальные запросы и адаптации копоративного мира.
На фоне давно сложившейся рыночной корпоративной логикой всё более явно провляется логика сообщества и человеческого участия. Участие людей в совместном создании добавленной стоимости играет всё большую роль и вот в чем это проявляется:
В среде распределённой экономики существующие бизнес-модели неизбежно видоизменяются, перестраиваясь на новые ценности способы функционирования:
Недостижимые для централизованного корпоративного производства сферы активно осваиваются сетями общественного сотрудничества, формируя новую распределённую инфраструктуру для материального производства. Объединяясь вокруг обобществлённых технологических инноваций, небольшие игроки формируют новые сетевые экологии и предпринимательские коалиции, способные бросить вызов крупному капиталу. Процессы глобально-локальной взаимной координации наблюдаются в производстве знаний Wikipedia и программного обеспечения Linux и такая методология и экосистемы стремительно проникают в сферу материального производства Arduino.
Небольшие локальные объединения людей могут обрести влияние в крупном масштабе в качестве узлов глобальной сети. Гибкие сетевые структуры, формируемые простыми, локальными, открытыми и взаимосвязанными (ПЛОВ) участниками оказываются наиболее приспособленными к сложным стремительно меняющимся современным условиям и активно формируют новые социотехнические системы: распределенную системную архитектуру. Сочетание глобальной базы знаний с локальным производством уже доказывает свою эффективность.
Существуют проекты, реализованные практически полностью без контакта с традиционными производственными структурами и опирающиеся на новую распределённую инфраструктуру. Штатив для телефона Glif собрал средства на краудфандинговой площадке Kickstarter, разрабатывался совместно с помощью сервиса 3D-печати Shapeways, продавается через сервис поддержки продаж Shopify, производится по запросу сервисом быстрого прототипирования Premier Source, оплачивается через агрегатор платежей Braintree и доставляется логистическим сервисом Shipwire.
Рассматривая корпоративный и кооперативный способы производства как противоположные полюса, можно построить шкалу экономических моделей по степени вовлечённости потребителей в производственный процесс.
Модели с преобладающей ролью корпорации:
Модели с преобладающей ролью сообщества: