===
Адаптация рыночных институтов к проявляющейся логике горизонтального сотрудничества и совместного создания стоимости происходит по двум основным путям: через повышение участия широких масс в форме краудсорсинга и через мобилизацию неиспользуемых ресурсов сообщества, т.н. “совместное потребление”.
Краудсорсинг подразумевает передачу работы, традиционно выполняемой определенным специалистом (чаще всего работающим по найму), неопределенной, как правило, большой группе людей, в форме открытого вызова. Ключевой является идея возможности создания ценности, превосходящей сумму индивидуальных вкладов, коллективных прозрений, кристаллизующихся в процессе их структурированного сбора.
Традиционная замкнутая модель нередко совмещается с краудсорсинговым подходом в форме сочетания массового сбора информации с последующей обработкой её профессиональными сотрудниками.
По задачам типам задач:
По инициаторам:
Модель, успешно используемая многими компаниями, в том числе производителем футболок с рисунками Threadless и дизайн-агрегатором 99Designs, где вы можете разместить запрос и назначить оплату изготовления логотипа, визитки или веб-сайта, а различные дизайнеры будут присылать свои варианты для согласования. Остаётся только выбрать наиболее подходящий вариант и оплатить работу.
Краудсорсинг может использоваться для реализации сложных проектов путём разбивки их на отдельные маленькие порции для работы с сервисами “микрозадач”, а также путём публикации информации обо всем проекте на сервисах “макрозадач”, позволяющих людям самим определять объем своего участия.
Когда толпа становится слишком большой, обработка результатов краудсорсинга может стать нетривиальной задачей, что нередко приводит к введению ограничений на участие людей по уровню компетенции или другим параметрам. Эта фильтрация на ранних этапах взаимодействия принято называть “курированной толпой”.
В первом приближении можно выделить два направления краудсорсинга: первое заключается в применении промежуточных платформ, соединяющих компании и публику, а второе сводится к прямому доступу к распределённому рынку рабочей силы для решения конкретных задач (в том числе творческих).
Соревновательные платформы для решения задач фирм и организаций, как правило за определённое заранее вознаграждение.
Основные стадии процесса:
Идеационные платформы поддерживают непрекращающееся создание, фильтрацию и реализацию инновационных идей. Вознаграждение работы в этом случае используется опционально.
Процесс работы таких платформ сводится к следующим этапам:
Используя реальные деньги или их виртуальные аналоги, множество игроков делает свои ставки и предположения, позволяя проявиться феномену “мудрости толпы” и формируя достаточно надёжные предказания поведения фондового и других рынков, сильно зависящих от поведения масс.
К 2012 году рыночные площадки труда-как-сервиса выплатили работникам более 2 миллиардов долларов. Такие рынки не обязательно ведут к выводу рабочих мест зарубеж, но также способствуют укреплению внутренней экономики, построенной на фрилансерах, работающих из дома. В лучшем случае такие платформы позволяют начинающим специалистам получить необходимый опыт и наработать свою собственную независимую клиентскую базу.
Все основные игроки этого рынка делают упор на управление рабочим процессом и структурой, включающей коммуникации, сотрудничество, управление проектами, структурированные платежи и отчетность, что расширяет их роль с простого соединения покупателей и продавцов до широкой координации глобльного распределённого труда.
Бизнес-модели сводятся к следующим принципам:
Основываясь на содержании технического задания, отдельные люди включаются в соревнование, получая обратную связь от клиента, и, по желанию, корректируя свои предложения. Клиент затем выбирает победителя и передаёт ему заранее определенное вознаграждение. Иногда практикуется вознаграждение и других участников за их вклад в реализацию целей клиента. Как правило такие платформы специализируются на кокретных сферах деятельности, имеют обширную базу зарегистрированных работников и предоставляют технологические решения, позволяющие эффективно проводить такие соревнования. Эта технология открывает для бизнеса, особенно малого, доступ к широкому спектру идей и подходов, недоступных внутри организации.
Сложные проекты сводятся такими сервисами до набора небольших четко определённых задач, которые могут выполнить работники по всему миру, что наиболее ярко проявляется в сфере сбора и обработки информации и, например, поисковой оптимизации.
Также краудсорсинг используется в таких специфических сферах как:
Можно выделить три основных причины критики краудсорсинга:
Также краудсорсинг обвиняют в излишнем фокусе на интересах корпораций, а также в том, что большое количество усилий тратится “проигравшими” впустую.
По мнению Hugh McGuire краудфандинг не схватывает важные моменты:
что означает, что люди не сводятся к понятию толпа и не являются ресурсом для корпораций.