Объяснение проясняет, углубляет и расширяет понимание читателем предмета.
Оно не заботится о том, что пользователь может делать, как инструкции и руководства. Это не показ механики крупным планом, как в справочнике. Этот вид документации подходит к теме с более высокой перспективы и под другими углами.
Это позволяет объяснению стать обсуждением - более расслабленым и свободным способом рассмотрения чего-либо. Объяснение связывает вещи вместе. Это документация, которую имеет смысл читать когда не занимаешься непосредстенно самим продуктом.
Другие названия для объяснений
Не всегда очевидно, как лучше всего назвать вашу объяснительную документацию. Могут подойти следующие названия:
- Обсуждение
- Бэкграунд
- Концептуальные руководства
- Предметная область
Объяснение в отличие от трех других форм документации не является прямой частью пользовательской практики или работы. Это значит, что иногда ее рассматривают как менее важную. Это – ошибка. Оно может быть менее срочное, чем три других, но никак не менее важное. Это - не роскошь. Ни один практик какого-либо ремесла не может позволить себе не иметь понимания этого ремесла и нуждается в пояснительных материалах, которые помогут связать все воедино.
В большинстве европейских языков слова, которые означают понимание имеют общий корень со словами, обозначающими "держать" или "хватать". Иметь возможность удерживать что-то или владеть чем-то – важная часть понимания. Оно склеивает воедино другие компоненты мастерства в ремесле и позволяет его уверенно присвоить.
Понимание не просто приходит из объяснения, но объяснение должно сформировать ту сеть, которая помогает удерживать все вместе. Без этого знание своего ремесла у практика будет ослаблено, фрагментировано и хрупко, а его применение – напряженно.
Довольно редко можно увидеть объяснения выделенными в отдельную секцию в документации, а сама идея, что вещи нуждаются в объяснении часто выражено лишь поверхностно. Вместо этого объяснения чаще всего рассыпаны маленькими порциями в других разделах.
Не всегда просто написать хороший объяснительный материал. С чего начать? Также не очень понятно, где закончить. В этом есть некоторая неопределенность, которая может дать автору слишком много возможных вариантов.
Инструкции, руководства и справочники четко определены в своей сфере задач чем-то, что можно точно определить: тем, что пользователь должен узнать, какую задачу пользователь пытается решить, или просто фокусом на самом механизме.
В случае объяснения полезно иметь реальные или выдуманные вопросы "почему?", которые будут служить точкой входа. В противном случае вам нужно просто очертить какую-то линию, обозначив разумную область и этим удовлетвориться.
В 1984 году Гарольд МакГи опубликовал книгу "О еде и ее приготовлении".
Эта книга не учит как что-либо приготовить. Она не содержит рецептов (кроме исторических примеров) и она не работает как справочный материал. Вместо этого она помещает еду и готовку в контекст истории, общества, науки и технологии. Она объясняет, например, почему мы делаем то, что мы делаем на кухне и как это менялось во времени.
Она рассматривает свой предмет с множества различных перспектив, используя их чтобы осветить его с разных сторон.
После чтения книги вроде "О еде и ее приготовлении", наше понимание меняется. Наше знание становится богаче и глубже. Мы можем ничего не узнать такого, что можно применить на практике или что изменит то, что мы делаем, однако она поменяет то, как мы думаем о своем ремесле, а это не менее важно.
Это что-то, что мы можем читать в свободное время, вдали от кухни, когда мы хотим подумать про готовку на более высоком уровне, чтобы понять больше о самом предмете.
Что стоит обсудить
- более широкая картина
- история
- выбор, альтернативы, возможности
- почему: причины и оправдания
Во время написания объяснений вы помогаете переплетать сеть понимания в головах ваших читателей. Создавате связи с другими вещами, даже с теми, что находятся вне вашего непосредственного предмета, если это может помочь.
Предоставьте обстоятельсва и контекст в ваших объяснениях: расскажите почему вещи таковы – дизайн-решения, исторические причины, технические ограничения – обозначьте подтексты, упомяните конкретные примеры.
Объясненительные материалы говорят о предмете в том смысле, что они располагаются как бы вокруг него. Даже названия таких материалов должны отражать это. У вас должна быть возможность поставить перед каждым из заголовков подразумеваемое (или реальное) слово "О". Например, "Об авторизации пользователей", или "О политиках подключения к базе данных"
Объяснения могут рассматривать альтернативы, контр-примеры и множество разных подходов к одному и тому же вопросу. Вы не даете инструкции и не описываете факты – вы раскрываете предмет для обсуждения. Это помогает думать об объяснении как о дискуссии: обсуждаения могут рассматривать и взвешивать даже противоположные мнения.
Один из рисков объяснений – это то, что другие вещи могут закрастся в них. Объяснения должны делать то, чего не делают другие части документации. Объяснения – не место для инструктирования пользователя как что-то сделать. И не должны они давать технические описания. Об этих функциях документации позаботятся другие разделы.
Причина Х в том, что исторически У... : Объясняйте.
А лучше Б потому что... : Представляйте суждения и даже мнения там, где это уместно.
Х в системе А аналогичен У в системе Б. Однако... : Предоставьте контекст, который поможет читателю.
Некоторые пользователи предпочитают В (потому что Г). Это может быть неплохим подходом, но... : Взвешивайте альтернативы.
Д взаимодествует с Е в следующем порядке... : Раскройте внутренние секреты механизмов, чтобы помочь понять, почему что-то делает то, что делает.